Авиационный лес

Авиационный лесАВИАЦИОННЫЙ ЛЕС, лесной материал для постройки аэропланов, высокого качества и определенных размеров. Применяются гл. обр.: сосна, ель, бук, береза, орех, липа, ясень, красное дерево, спрус, орегонпайн и в последнее время кедр и лиственница. От древесины требуется определенная крепость (см. таблицу), отсутствие хрупкости, свилеватости, трещин, чрезмерного косослоя и смолистости, загнивания, червоточины и минимум сучков, которые в ответственных местах совершенно не допускаются. Влажность лесных материалов допускается в пределах 10—15%. Удельный вес должен быть не выше указанного в таблице, с целью избежать повышения веса аэроплана; в виду того, что механические свойства древесины обычно улучшаются с увеличением удельного веса, в настоящее время введен практический минимум удельного веса, а повышенному удельному весу ставятся ограничения лишь в тех случаях, если он является характерным для целой партии авиационного леса. Механические свойства требуются не ниже приведенных в таблице. Эти цифры относятся к сжатию вдоль волокон образцов размерами 5 x 5 x 5 см и к изгибу образцов 5 x 5 x 70 см, с расстоянием между опорами 60 см. Для приведения результатов испытаний к одной влажности временно установлено приведение к 12,5% влажности (из расчета 4% крепости на сжатие и 2% крепости на изгиб - на 1% влажности), соответственно увеличивая полученный результат испытания, когда влажность более 12,5%, и уменьшая, когда она меньше 12,5%. В целях более правильного контролирования древесины, предположено уменьшить размер испытываемых образцов, установить более точный учет крепости в зависимости от влажности и ввести требования к крепости путем испытания на динамический изгиб и другие виды нагружения. В настоящее время максимальный удельный вес и минимальные коэффициенты крепости на сжатие, и поперечный изгиб требуются следующие:

Авиационный лес

Заготовка авиационного леса, гл. обр. соснового, производится в виде толстого лафета. В средней отбрасываемой части середового лафета, как содержащей сердцевину и зону сучков, допускаются все недостатки за исключением загнивания и червоточины. Чем толще выпилен середовой лафет, тем больше возможность получения бессучкового лафета. Для крупных деталей аэроплана (лонжероны) близким к стандарту можно считать брусок 80 х 110 х 5000 мм с сечением 80 х 110, имеющим направление годовых слоев параллельно узкой стороне сечения. Для мелких деталей аэроплана обычно используются обрезки брусков и досок, обнаруживших при разработке дефекты. В целях уменьшения размеров заготовляемого авиационного леса применяют вклейку в крупных деталях (лонжероны, стойки) как в продольном, так и поперечном направлениях, что дает возможность пользоваться более молодыми деревьями с меньшим диаметром ствола. Твердая порода (ясень, дуб, орех), идущая на пропеллеры и лыжи, доставляется обычно в кряжах на лесопильные заводы, находящиеся вблизи авиационных заводов, и там, в зависимости от назначения, распиливается на доски толщиной от 22 до 70 мм. Из способов доставки авиационного леса - сухопутного (гужевого) и сплавного - следует отдать предпочтение первому, т. к. при сплавном способе, более приемлемом в смысле экономичности и отчасти улучшающем (выщелачивание) качество материала, является видимая опасность занесения в ткани древесины вредных микробов и грибков, которые через некоторое время делают лесной материал негодным для аэропланостроения.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.