Авиационные приборы

Авиационные приборыАВИАЦИОННЫЕ ПРИБОРЫ, устанавливаются на самолете в кабине летчика и в пассажирских кабинах. По своему применению разделяются на:

1. Моторные приборы, для управления и контроля работы мотора, устанавливаются в кабине летчика на специальном щите - приборной доске; к ним относятся: а) тахометры - счетчики оборотов мотора, б) манометры для бензина и масла, в) аэротермометры для определения водяного охлаждения и для масла, г) бензиномеры - показатели расхода бензина.

2. Пилотажные приборы, для контроля над отдельными элементами режимов полета, с целью сохранения как управляемости и устойчивости самолета, так и устойчивости в выполнении отдельных элементов, устанавливаются в кабине летчика (на той же приборной доске). К этим приборам относятся: а) уклономеры для определения уклонения самолета от устойчивого положения, б) курсодержатели, в) статоскопы, показывающие повышение или снижение самолета относительно отмеченной высоты полета, г) вариометры для определения вертикальной скорости подъема самолета.

3. Аэронавигационные приборы, для выполнения полета в заданном направлении и для определения местонахождения самолета, устанавливаются в кабине летчика и в кабине наблюдателя; к ним относятся: а) указатель скорости, б) компас, в) часы, г) альтиметры, или высотомеры; исключительно для аэронавигатора: а) измерители углов сноса и путевой скорости, б) пеленгаторы, в) аэропланшеты, г) термометры для наружного воздуха (устанавливаются на стойке самолета), д) секстанты. Кроме измерительных и аэронавигационных приборов, для аэронавигационных целей служит еще ряд счислительных приборов: а) ветрочеты, б) набор номограмм для введения поправок в показания приборов и для счисления пути, в) набор номограмм для астрономических наблюдений, г) аэронавигационный комплект чертежных приборов и пр.

4. Приборы связи, для связи экипажа самолета между собой, с другими самолетами и землей, устанавливаются в пассажирской кабине; к последним относятся: а) радиотелеграфные и радиотелефонные станции, б) приборы для сигнализации с помощью ракет, а также дымовых и световых сигналов, в) приборы для сбрасывания и приема почты и пр. К приборам, служащим для связи экипажа самолета между собой, относятся: а) акустические приборы - переговорные трубки, микрофоны, б) оптические и механические приборы связи, машинный телеграф, различные командные приборы.

5. Осветительные приборы: а) приборы для освещения кабины летчика и наблюдателя, б) прожекторы и специальные ракеты для освещения земной поверхности, в) кодовые огни и пр.

6. Приборы личного обслуживания: а) кислородные приборы для подачи добавочного кислорода экипажу самолета на больших высотах, б) приборы обогревания - перчатки и обувь со специальными электрическими подогревателями, в) полетные очки.

Авиационные приборы

Кроме перечисленных приборов, необходимых при каждом полете, имеются приборы специального назначения: а) приборы вооружения - специальные прицельные приборы для стрельбы из пулемета, для бомбометания и пр., б) аэрофотосъемочные аппараты и установки, специальные визиры, в) приборы и установки для борьбы с вредителями. Для различных целей - научных, учебных и исследовательских - имеют применение: измерители углов атаки, перегрузочные приборы, измерители плотности воздуха, указатели скольжения, специальные метеорографы и пр. С принципиальной стороны большинство авиационных приборов совершенно сходно с наземными приборами соответствующих назначений, но с конструктивной стороны между первыми и вторыми существует значительная разница, вследствие особых условий, в которых происходит эксплуатация авиационных приборов. В связи с этим к авиационным приборам предъявляется ряд особых требований, из которых наиболее существенны следующие: 1) незначительность веса, 2) незначительность размеров и удобство габарита, 3) достаточная четкость шкал, 4) надежность действия и точность показания, 5) независимость показаний прибора: а) от температурных воздействий, б) от вибрации и толчков, в) от изменения атмосферного давления, г) от изменения положения и ускорения, 6) простота конструкции и легкость монтировки, 7) выполнение по возможности из диамагнитных материалов. В связи с исключительно важным значением, которое имеет целый ряд авиационных приборов во время эксплуатации самолета, расположение приборов на самолете должно также удовлетворять известным требованиям (особенно в кабине летчика), а именно, при размещении приборов должны быть учтены: а) принадлежность их к той или другой группе, б) относительное их значение, в) необходимость одновременного совместного использования нескольких приборов, г) особенности эксплуатации отдельных приборов и пр.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.