Авиационная радиостанция

Авиационная радиостанцияАВИАЦИОННАЯ РАДИОСТАНЦИЯ, радиотелеграф или радиотелефон, применяемый в авиации для связи самолетов между собой и с землей. От земной радиостанции авиационная радиостанция отличается конструктивными формами, соответственно особым требованиям, предъявляемым к авиационной радиостанции в отношении ее компактности, максимальной легкости, удобства обслуживания на самолете, простоты и надежности регулировки, нарушаемой вибрацией самолета в полете. Источником электрической энергии в авиационных радиостанциях обычно служит специальный небольшой генератор (динамо) или легкие аккумуляторные батарейки. Первый устанавливается преимущественно на переднем (атакующем) ребре крыла самолета и приводится в действие небольшим воздушным винтом (ветрянкой), насаженным на ось его якоря и вращающимся под действием набегающего потока воздуха; аккумуляторы устанавливаются в кабине (гондоле) самолета по возможности ближе к передатчику (приемнику). Антенной служит длинный (в 100 м и более) медный антенный канатик (трос) с грузиком, выпускаемый во время полета из кабины самолета при помощи небольшой ручной лебедки (катушки). Электрическим противовесом (заземлением) служит вся масса самолета, если он металлический; в деревянных конструкциях - проволочные плетения, специально проложенные по остову самолета (металлическое армирование). Дальность действия современных авиационных радиостанций колеблется от 10 до 200 и более км. Авиационные радиостанции бывают или только передающие, или приемно-передающие (для двусторонней связи).

Первые применялись в армиях всех стран для корректирования с самолета артиллерийской стрельбы или для связи самолета с землей при обслуживании культурных нужд населения, например - при обслуживании рыболовных и зверобойных экспедиций, при противопожарной охране лесов и др. случаях мирного применения авиации). В последнее время эти передающие авиационные радиостанции постепенно уступают место приемно-передающим станциям, как более совершенным и удобным во всех отношениях. После империалистической войны появились различного назначения вспомогательные приборы авиационных радиостанций, например, автоматический сигнализатор, дающий возможность даже незнакомым с радиоаппаратурой летчикам автоматически передавать различные сигналы (опасность, пожар, метеорологические данные и пр.) простым включением соответствующего штепселя, и т. п.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.