Авиабомба

АвиабомбаАВИАБОМБА, аэробомба, снаряд, наполненный взрывчатым или другим специальным веществом, сбрасываемый с воздушных судов с целью поражения глубоких тылов противника и пунктов, недосягаемых для артиллерийского огня. Авиабомбы бывают: а) фугасные - для разрушения сооружений; б) осколочные - для действия по живым целям; в) зажигательные (с температурой до 3000°С) - для действия по легко воспламеняющимся и взрывающимся целям (бензиновые хранилища, огнесклады); г) гидростатические - рвущиеся под водой на известной глубине, для действия в море; д) химические - содержащие газообразные или жидкие вещества, вызывающие отравление, удушье, слезотечение или поражение наружных покровов; е) осветительные - для освещения местности при ночных атаках; ж) дымовые - для образования дымовой завесы. Авиабомба состоит: из корпуса каплевидной формы, с гладкой, удобообтекаемой поверхностью, заряда внутри него, взрывающего приспособления (взрывателя) и оперения. Корпус авиабомбы изготовляется из листового алюминия, стали или железа с таким расчетом, чтобы достичь большой пробивной способности и безопасности в отношении прострела оболочки пулей противника.

В передней части к корпусу 1 приклепывается литая латунная головная часть 4 с горловиной 5. С головной частью соединяется на резьбе чугунная головка 6 с ввинченным в нее носком 7. В тыловой части к корпусу приклепываются четыре лапки, или пера, 8, на которых крепится стабилизатор 10.

Авиабомба

Последний дает авиабомбе вращение вокруг продольной оси, необходимое для лучшей устойчивости ее полета. Это вращение вызывает деривацию, величина которой изменяется с изменением высоты бомбометания, и которая требует введения добавочной боковой поправки «на деривацию». К латунному кольцу 2, с навинтованным очком для ввинчивания взрывателя 3 изнутри припаивается стакан взрывателя 11, который герметически закрывает тыловую часть авиабомбы. Сбоку корпуса приклепывается ушко 12 для подвешивания бомбы к бомбодержателю. В качестве заряда для снаряжения авиабомбы служат: анилит, тротил, мелинит и другие взрывчатые вещества, а также и смеси из них. Взрыватели служат для взрыва при ударе авиабомбы о препятствие. По своему действию взрыватели разделяются на мгновенные и действующие с замедлением, а по месту установки на бомбе - на головные, или ударные, и хвостовые, или инерционные. Авиабомба, подвешенная к бомбодержателю, отпускается движением особого рычага, посредством механической, пневматической или электрической передачи. Будучи сброшена с некоторой высоты, авиабомба летит с постепенно возрастающей скоростью; так, например, авиабомба среднего веса, сброшенная с высоты 1000 м, обладает у земли скоростью около 120 м/сек; при высоте сбрасывания в 4000 м скорость ее у земли достигает 300 м/сек.

При движении авиабомбы на нее действуют две основные силы: вертикальная - сила тяжести, сообщающая ускорение 9,81 м/сек, и горизонтальная - сила инерции, стремящаяся сохранить первоначальную скорость, сообщенную бомбе самолетом. Под действием этих сил авиабомба падает на землю, описывая кривую, близкую к параболе (сопротивление воздуха несколько отклоняет ее от параболы). Скорость авиабомбы все время возрастает, но одновременно с увеличением скорости увеличивается и сила сопротивления воздуха, замедляющая ее падение. Рассмотрение трех величин - силы тяжести, инерции и сопротивления воздуха - дает возможность путем вычерчивания графиков составить таблицы и траектории полета авиабомбы с различных высот, при заданных скоростях самолета, весе бомбы и поперечном ее сечении. При бомбардировке с самолета меткость попадания авиабомбы зависит от применения нужного угла прицеливания (угол, составляемый с горизонтом прицельной линией, т. е. прямой, соединяющей точку выпуска бомбы с целью). Величина угла прицеливания зависит от высоты, скорости самолета, веса и типа авиабомбы. Направление авиабомбы на цель производится посредством специального бомбометательного прицельного прибора. Современные приборы, как показали опыты в США, дают попадание 50% всех выпущенных авиабомб по квадратной цели со сторонами от 0,02 до 0,04 высоты метания. Для поражения земных целей применяют авиабомбы не крупнее 100—150 кг, для действия в море - от 200 до 1000 кг. Опыты бомбардирования воздушным флотом линейных кораблей, произведенные в США, показали, что авиабомба весом в 500—900 кг достаточна для потопления линейного корабля. Кроме обыкновенных авиабомб, для поражения морских целей применяются торпедные авиабомбы, имеющие то же значение, что и морские самодвижущиеся мины. Современный тип торпедной авиабомбы отличается от самодвижущихся мин более крепкой конструкцией, выдерживающей удар при падении в воду. Торпедные авиабомбы сигарообразной формы приводятся в движение особым механизмом (прибор Обри), который автоматически сохраняет заданный курс авиабомбы. Особой конструкцией авиабомбы является т. н. летающая торпеда, или управляемая воздушная мина, - малый моторный аэроплан или планер, снаряженный взрывчатым веществом, снабженный особым часовым механизмом и автоматическим стабилизатором с жироскопами. Произведенные в Англии в 1926 г. опыты управления авиабомбами подобной конструкции при помощи радио дали положительные результаты.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.