Ателье

Ателье

АТЕЛЬЕ, специальные застекленные мастерские, оборудованные и приспособленные для работ художников, скульпторов и фотографов. Тяжеловесность материалов, применяемых в искусстве ваяния, вынуждает сооружать ателье для скульптурных работ в виде одноэтажных наземных зданий; все ателье прочих назначений, ради лучшего освещения и во избежание световых рефлексов от окружающих предметов, стремятся устраивать как можно выше над землей. Рассеянный дневной свет северной части небосклона дает самое целесообразное для ваяния, живописи и фотографии освещение. Солнечного света по возможности избегают. Главное световое отверстие располагают по середине северной стены здания, причем верхней половине оконной рамы придают уклон в 45° к горизонту. В ателье для скульптурных работ часто устанавливают приспособление в виде поставленной на рельсы платформы, благодаря которой скульптурное произведение можно легко выкатить из помещения под открытое небо через устроенные в стене здания ворота. Такое приспособление дает возможность видеть, как на открытом воздухе распределены на этом произведении свет и тени, что существенно важно для скульптора. Вообще освещение предметов под открытым небом мало отличается от освещения внутри зданий, если эти здания снабжены фонарями с т. н. верхним светом. Художники-пейзажисты, которые вынуждены всегда считаться со световыми эффектами освещения под открытым небом, часто устраивают в своих ателье приспособление для верхнего света. Ниже приводится описание устройства ателье по их назначению.

Ателье для скульпторов и художников. На фиг. 1 показан разрез ателье для живописи, с площадью пола в 10x11 м2. Состоящую из двух частей оконную раму F'F" делают шириной в 2,5 м при такой же высоте каждой из частей. В обращенной на юг стене ателье устроено окно F, высотой 4 м, шириной 2 м, которое обычно занавешено, но в случае надобности дает возможность получить непосредственное освещение солнечными лучами.

Разрез ателье для живописи

Для живописных работ на воздухе служит платформа Рl, шириной около 6 м; часто возле ателье устраивают застекленные со всех сторон платформы. Помещения ателье прежде окрашивали преимущественно в серый или коричневый цвет, в настоящее время нередко применяют окраску в белый цвет. Описанное ателье рассчитано для работ над монументальными картинами больших размеров; для более мелкой, например, портретной живописи достаточно вдвое меньшее помещение, с сохранением при этом для обращенного на север окна возможно больших размеров. Под ателье для скульпторов строят помещения такого же расположения и устройства, как и для художников, но более высокие (7 м и больше).

Ателье для фотографических съемок. Существенно важно создать такие условия освещения снимаемого объекта, чтобы его тени и полутени, во избежание потери деталей в них, отражали достаточное количество химически активных лучей; для съемок при дневном свете это м. б. достигнуто лишь при изобилии равномерно рассеянного света и вынуждает устраивать в ателье приспособления для бокового или верхнего света. Общеизвестно, что по мере удаления от окна сила света значительно падает; поэтому нерационально под ателье для фотосъемок строить столь же высокие помещения, как, например, под мастерские для художников. Излюбленная художниками темная окраска ателье нецелесообразна для фотосъемок, т. к. значительно уменьшает количество отраженного света. В настоящее время, после многочисленных опытов, признано рациональным устраивать ателье для фотосъемок по изображенному на фиг. 1 типу - со сплошь стеклянной, обращенной на север, фронтальной стеной и со стеклянной наклонной крышей. Непосредственное освещение солнечными лучами дает нежелательные резкие контрасты света и теней; поэтому для регулирования света необходимо вдоль стеклянной стены и под крышей иметь раздвижные занавески; иногда для этой цели стеклянную крышу делают из матового стекла, поглощающего около 50% падающего света, - обстоятельство, которое создает нежелательные затруднения, особенно в пасмурную погоду в зимнее время года. Помещение под ателье, предназначенное исключительно для репродукции, м. б. более высокое. Важна хорошая вентиляция помещения. На фиг. 2 и 3 изображено внутреннее устройство фотоателье. Раздвижное приспособление для 3—4 висящих занавесок г, s, t состоит из надетых на латунную проволоку dd и передвигающихся вдоль нее колец, к которым пришита материя занавесок.

Внутреннее устройство фотоателье

Внутреннее устройство фотоателье

Такие же проволоки натянуты под застекленной частью крыши, причем каждая из занавесок о, р, q прикреплена к кольцам на двух таких проволоках. При помощи длинного шеста можно, передвигая занавески o, p, q, либо закрыть совершенно свет (СС), либо открыть в любом месте крыши произвольно большие отверстия для него (АА и ВВ). Подобные же комбинации освещения можно создать при помощи висящих занавесок r, s, t. Чтобы, например, затемнить пол помещения в точке Р, необходимо закрыть нижнюю часть стеклянной стены, что легко сделать, если затянуть нижние концы занавесок s, t и прикрепить их одну к другой на высоте f при помощи деревянной схватки. Для портретных съемок необходимо ставить отражающие свет экраны Н из натянутой на деревянную раму белой или окрашенной ткани. Экраны устраивают так, чтобы их можно было при помощи угольников с роликами подвесить к горизонтальным направляющим шинам S, вдоль которых они, благодаря роликам, могут легко передвигаться (фиг. 3). Высота и ширина рамы 3 м. Чтобы в поисках за удовлетворительным освещением облегчить быструю замену одного экрана другим, устраивают несколько таких приспособлений с соответствующим числом направляющих шин. Помещение ателье окрашивают в белый или светло-голубой цвет, дающие наибольшее количество отраженного света, что существенно важно для осветления теней.

Процессы светописи, кроме специального помещения для съемок, нуждаются еще в целом ряде других помещений, совокупность которых составляет неотъемлемую принадлежность фотографического ателье. Необходимы: 1) для негативного процесса: а) лаборатория для приготовления химических реактивов; б) темная комната для проявления; в) комната для ретуширования пластинок и отпечатков; 2) для позитивного процесса: а) ателье для копирования; б) слабо освещенное помещение для копирования с последующим проявлением; это помещение служит одновременно для промывки всяких отпечатков; в) комната для наклеивания отпечатков (тут же и переплетная мастерская), контора и помещение для посетителей.

В последнее время часто для фотосъемок, и главным образом для репродукции, устраивают ателье с искусственным светом, без непосредственного участия дневного света в процессе светописи; иногда в этих ателье наравне с искусственным применяют боковой дневной свет, без т. н. верхнего света. Под такое ателье может быть легко оборудовано любое жилое помещение подходящих размеров. Источниками света служат гл. обр. электрические дубовые лампы, но могут найти применение и другие источники сильного света, например, вспышки магния, ацетиленовые горелки и т. п.; для целей репродукции обычно пользуются светом от 2—4 дуговых ламп, в 1000—2000 свечей каждая; для портретных съемок необходимо дуговые лампы окружить рассеивающими свет стеклами, тканями или бумагой, либо пользоваться отражающими свет экранами.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.