Асфальтовые лаки

Асфальтовые лаки

АСФАЛЬТОВЫЕ ЛАКИ, коллоидные растворы естественных или искусственных асфальтов, или иных асфальтообразных веществ в испаряющихся жидкостях, служащие для наводки или пропитки асфальтом. В тонком слое асфальтовая пленка имеет бурый цвет, в толстом - глубоко-черный. Вид ее либо блестящий («глянцевые асфальтовые лаки»), либо шелковистый («полуматовые асфальтовые лаки»), либо тусклый («матовые асфальтовые лаки»). Она отличается твердостью и полной нерастворимостью в спирте. Кроме того, она водоупорна, не имеет запаха, кислотоупорна и выдерживает разбавленные щелочи. Асфальтовые лаки приготовляются как для воздушной, так и для печной сушки. Первые просыхают при комнатной температуре, примерно в течение суток, вторые - при 60—150°, в течение 5—8 час., а в некоторых случаях, когда требуется особенно быстрая сушка, при 300°. Из асфальтовых минералов для асфальтовых лаков применяются гильсонит, доставляемый главным образом месторождениями Мертвого моря («сирийский асфальт»), и бурый асфальт с острова Куба (Бейюкаль), дающий поверхность матовую. Чем более растворим в спирте асфальт, тем менее пригоден он для асфальтовых лаков. Температура плавления гильсонита - около 100°.

Из искусственных асфальтов в лаковом деле применяют пеки - каменноугольный, буроугольный, древесный, нефтяной и кислотный нефтяной гудрон, а из асфальтообразных веществ - пеки: глицериновый, стеариновый, костяной, канифольный, жиропотовый. Сюда же надо отнести еще церезиновые остатки, как сланцевый (весьма ценный продукт), лак торфяной и вообще торфяные смолы (материалы, не оцененные пока в промышленности). Из ходовых материалов наиболее подходящим по свойствам к естественному асфальту считается практиками пек нефтяной, а наименее ценным для лаковой промышленности (но зато дешевым) - пек каменноугольный, как обусловливающий медленную сушку асфальтового лака, смешивающийся с другими подобными веществами и, наконец, требующий специальных растворителей. Особенно упругую пленку дает пек стеариновый. Наряду с асфальтами в асфальтовые лаки идут также разные другие составные части, определяемые специальными свойствами асфальтовых лаков. В естественных асфальтах содержатся кислоты; когда требуется полная нейтральность лака, то они связываются основаниями - свинцовым глетом, гашеной известью, окисью цинка и т. д. Будучи довольно прозрачными, асфальтовые лаки дают пленку бурую, лишь при большой толщине получающую глубоко-черный тон. Там, где требуется таковой и при тонких пленках, применяют следующие меры: лакируемую поверхность (например, кожи) подгрунтовывают спиртовым раствором метилвиолета, или в лак добавляют анилиновые краски (при избытке замедляющие, однако, сушку), или добавляют «голубое масло» (льняное масло, сваренное с парижской голубой), или в лаке размешивают тончайшую сажу и жженую слоновую кость. В последнем случае лак дает матовую поверхность. Матовость достигается также прибавлением воска, церезина, озокерита или глины и применением асфальта с острова Куба. Обычно матовые лаки идут на грунтовку, а по ним наводят лаки глянцевые. Если требуются особая твердость и блеск поверхности, то добавляют канифоль (иногда в виде смолянокислого кальция), тропические смолы (копалы - конго, каури и др.) или янтарь. Пленка из одних только асфальтов или асфальтообразных веществ хрупка; кроме того, пленка из естественного асфальта светочувствительна и под действием прямых солнечных лучей полностью разрушается в течение короткого времени. Тот и другой недостаток устраняют добавкой в асфальтовые лаки льняной олифы, древесного (тунгового) масла и т. д. Высокое содержание древесного масла придает асфальтовым лакам особую водоупорность и некоторую стойкость против соды. В зависимости от количественного содержания маслянистых составных частей асфальтовые лаки бывают тощими или жирными; первые предназначены гл. обр. к воздушной сушке, а вторые к печной. Сушка асфальтовых лаков ускоряется прибавкой сиккативов линолевокислых и смолянокислых свинца, марганца, пинка и т. д. Кроме того, быстрой сушке способствует предварительная переплавка асфальта. В качестве растворителя для асфальтовых лаков применяются бензин, бензиново-скипидарная смесь (1:1), бензол и сольвент-нафта, для каменноугольного пека - исключительно последние; разжижителем же асфальтовых лаков служит скипидар, иногда бензол и т. д.; при этом необходимо иметь в виду возможность выпадения из лака от несоответственного разжижителя мельчайших крупинок.

Технический эффект пленок асфальтовых лаков определяется как свойствами их, общими с прочими лаковыми пленками, так и своеобразными свойствами асфальта, а именно: 1) предохранять железо от ржавчины, 2) водоупорностью, 3) прилипанием к металлам, 4) близостью коэффициента теплового расширения (для чистого асфальта 0,00005—0,00007) к таковому же железа (0,00003), 5) отсутствием запаха, 6) кислотостойкостью, 7) теплостойкостью, 8) эластичностью пленок.

Асфальтовые лаки тощие, воздушной сушки, идут на наводку посредством покрытия всевозможных железных частей, преимущественно большого размера (ворота, решетки, корыта, вместилища для питьевой воды, фонари, печи, машины, станы экипажей, толевые крыши), а тощие печной сушки - на наводку посредством погружения мелких железных изделий (крючья, ушки, клещи, скобы), при более высоком качестве - на покрытие подставок для микроскопов и оптических приборов, частей швейных и пишущих машин и т. д. Асфальтовые лаки полужирные и жирные, воздушной и печной сушки, идут на пропитки, грунтовки. При содержании янтаря или тропических смол жирные асфальтовые лаки применяются в виде эмали. Асфальтовые лаки специальные предназначаются для покрытия кожи, экипажных станов, изделий из папье-маше, кожухов счетчиков, алюминия и т. д. К асфальтовым лакам специального назначения относятся также весьма важные в электрическом машиностроении лаки изоляционные. Рецепт одного из таких лаков: 20 кг асфальта расплавляют при помешивании с 4 кг серы и 50 кг льняного масла; сплав проваривают в течение 6 ч. при температуре около 170° и по охлаждении разжижают терпентинно-бензиновой смесью. Изоляционные асфальтовые лаки весьма разнообразны и применяются как для наводок, так и для пропиток; некоторое общее представление о них можно получить на частном случае определенного производства. Ниже указаны свойства черных изоляционных лаков под германской маркой «Гарантоль», асфальтовых и для сравнения - спиртовых.

Свойства черных изоляционных лаков под германской маркой «Гарантоль», асфальтовых и для сравнения - спиртовых

В заключение даем таблицу рецептов наиболее характерных асфальтовых лаков.

Рецепты наиболее характерных асфальтовых лаков

Цены на асфальтовые лаки весьма различны: в довоенное время от 36 пфенигов за 1 кг; хорошие асфальтовые лаки стоили 4—5 марок за 1 кг.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.