Артиллерийский трактор

Артиллерийский тракторАРТИЛЛЕРИЙСКИЙ ТРАКТОР, самодвижущаяся, преимущественно гусеничного типа, повозка для перемещения материальной части артиллерии по дорогам, бездорожью и снежной целине. Как общее правило, артиллерийский трактор не несет на себе груза и работает исключительно как тяговая машина.

В настоящее время наиболее распространенным и известным транспортным трактором является Холт - американский в 2,5 (фиг. 1), 5 и 10 т, послуживший прототипом для русского 5-т трактора Большевик (фиг. 2). Оба 5-т трактора характеризуются применением стальной литой гусеницы, четырехцилиндрового бензинового двигателя мощностью около 40 л. с. при 1050 об/мин. и тремя скоростями в 2,3, 4,2 и 8 км/ч для американского и в 2,3, 4,2 и 10,5 км/ч для русского трактора. Вторым распространенным типом трактора является WD - германский в 6,3 т (фиг. 3), послуживший прототипом для русского 8-т трактора Коммунар. Этот русский тип трактора характеризуется применением штампованной гусеницы, четырехцилиндрового бензинового двигателя в 65 л. с. при 850 об/мин. и тремя скоростями в 2,0, 5,2 и 7,9 км/ч, причем в последних моделях этого типа высшая скорость доходит до 18 км/ч при мощности двигателя в 85 л. с.

В 1925 г. чехословацким заводом Шкода выпущен универсальный тип трактора-танка, представляющий колесно-гусеничную тяговую машину, конструкция которой предусматривает возможность постановки брони и вооружения для превращения трактора в случае надобности в танк. В том и другом случае машина Шкода двигается по дорогам на колесном ходу, а при переходе на бездорожье колеса м. б. быстро подняты, и машина переходит на гусеничный ход. Основная характеристика этой машины такова: вес 6,5 т, мощность двигателя 60 л. с., максимальная скорость 14,2 км/ч на гусенице и 21,2 км/ч на колесах. Характеристика тоннажа трактора определяет его вес и обычно в условиях работы на военной службе соответствует весу прицепного груза.

Трактор фирмы Холт

Известны попытки создать специальный военный артиллерийский трактор, как, например, американский корпусной трактор, существенное отличие которого заключалось гл. обр. в повышенной до 26 км/ч скорости, в лучшем рессорном подвешивании и в специальных сцепных и упряжных приборах, но развития этот военный артиллерийский трактор не получил. Из специальных требований, предъявляемых артиллерийскому трактору, надо отметить: 1) большой объем горючего для хода на дистанцию не менее 100 км; 2) способность совершать дневной переход в 50—80 км с прицепным грузом не меньшего веса, чем собственный вес трактора; 3) возможность прохождения брода глубиной около 0,75 м; 4) наличность упряжного прибора, допускающего быструю, удобную и надежную сцепку трактора с повозками материальной части артиллерии; 5) большую поворотливость.

Русский 5-т трактор Большевик

В отношении отдельных качеств трактора, имеющих важное значение с точки зрения военной, надо указать на следующее. Новейшие тенденции в тракторостроении стремятся к облегчению и хорошему подрессориванию гусеницы и к уменьшению шума на ходу. Вес гусеничной ленты в новых моделях снижен до 100 кг/м2 опорной поверхности против 270 кг у первых тракторов. Удельное давление гусеницы на грунт в современных моделях тракторов принимают в 0,4—0,5 кг/см2. Коэффициент сцепления μ гусеничной ленты (траков) с грунтом доходит в новых моделях до 0,8, т. е. максимальная сила тяги достигает 80% собственного веса трактора. Увеличение этого коэффициента весьма желательно, т. к. ту же силу тяги можно будет получить от трактора меньшего веса, обладающего лучшей проходимостью по деревянным мостам проселочных дорог; он м. б. еще увеличен применением шпор на траках гусеницы. Колесные тракторы в настоящее время, при наличии высоких шпор, развивают на пашне тягу, превышающую уже их собственный вес. Но, с другой стороны, эти шпоры мешают двигаться по дорогам, а зимой они тягу не увеличивают.

Трактор WD на подъеме

Параллельно с уменьшением веса тракторов, при той же предельной силе тяги, в современных конструкциях постепенно повышают мощность двигателей и, следовательно, скорость передвижения. Вместе с тем растет и коэффициент отдачи мощности на крюке. Удельная мощность в новых американских моделях доходит до 11—12 л. с. на тонну собственного веса трактора, а в некоторых опытных моделях - до 15 л. с. Коэффициент отдачи мощности на крюке доводится до 60—70% при КПД всех передаточных механизмов трактора около 75—80% и при коэффициенте сопротивления движению гусеницы по грунту около 0,10, т. е. при 100 кг сопротивления на тонну собственного веса трактора.

Все перечисленные требования предусматриваются и осуществляются частично или полностью при проектировании тракторов, предназначаемых для боевого употребления в артиллерии. Т. о. нормальным артиллерийским трактором является гусеничный трактор мощностью в 40—120 л. с., весом 3—10 т, при удельном давлении на грунт около 0,5 кг/см2, при наличии высшей скорости не менее 10 км/ч. Тоннаж трактора определяется весом того неделимого артиллерийского груза, который должен перевозить трактор (орудийная система, боевые припасы и пр.). Весьма важной с точки зрения мобилизационной является возможность милитаризации тракторов, употребляемых для гражданских целей. Но в этом вопросе большое затруднение заключается в том, что ходовыми сельскохозяйственными тракторами, как показывает практика тракторизации сельского хозяйства, являются легкие колесные тракторы в 15—25 л. с., весом в 2 т, каковые по мощности и конструкции не отвечают указанной выше характеристике типового артиллерийского трактора. Применение в артиллерии малых тракторов, как, например, Клетрак, Фордзон, на гусеничных придатках экономически невыгодно и тактически неудобно, и подобные тракторы м. б. использованы лишь как мобилизационный резерв. Колесные артиллерийские трактора применяются редко, и для движения по слабому грунту, песку, болоту, снегу, вследствие большого удельного давления колес на грунт, они не пригодны. Из машин этого рода можно отметить: германский тяжелый Даймлер и итальянский легкий Павези.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.