Ангоб

АнгобАНГОБ, залицовочный тонкий слой глины, частично или сплошь закрывающий поверхность керамического изделия и маскирующий цвет или грубую структуру его черепка. Ангоб - более ценная масса, чем сам черепок. Он кладется чаще всего в виде белой пластичной глины на простую красную или на искусственно окрашенную белую или красную глину. Ангоб в русском кустарном гончарном производстве носит название побела. Процесс нанесения ангоба на черепок называется ангобированием или ангобажем и выполняется на сырых глиняных изделиях или на обожженных. Часто ангобированные изделия покрываются сверху глазурью. При составлении ангоба необходимо: 1) подогнать его коэффициент расширения к коэффициенту расширения черепка; 2) получить цветные ангобы; 3) придать ангобу такие свойства, которые были бы наиболее благоприятными для последующей подглазурной окраски или окраски цветными глазурями. Для подгонки коэффициентов расширения определяется усушка и усадка основного глиняного теста и ангобной массы и, в случае большей усадки последней, к ней добавляют просеянный через тонкое сито песок до уравнения коэффициента расширения. Состав ангоба (по Зегеру), согласующийся почти со всяким фаянсовым черепком: белой пластичной глины - 30%, кварца - 55%, обыкновенной фаянсовой глазури - 15%; состав может быть окрашен. Для прочной подгонки ангоба к черепку имеет значение толщина слоя ангоба, которая на высушенном черепке не должна превосходить 0,5 мм.

Цветные ангобы получаются прибавлением окислов металлов: меди или хрома (зеленые цвета), кобальта (синие), железа (желтые, красные), марганца (коричневые). На тонком фаянсе или фарфоре окрашенным ангобом может служить основная масса изделий с добавкой указанных красителей, причем для высокой температуры, при которой обжигается фарфор, из указанных окислов пригодны лишь кобальтовые и хромовые. Ангоб иногда служит грунтом для нанесения на них подглазурной окраски или покрытия их цветными глазурями. В этом случае, для получения более интенсивных тонов, к составу ангоба прибавляют щелочи. Изделия Ср. Азии, с богатейшей глазурной или подглазурной окраской по ангобу, с интенсивными зелеными, синими и лиловыми тонами имели ангоб из 50% тонкого кварца и 50% поташа. Старые итальянские майолики и голландские фаянсы (по Arnaud) покрывались белым ангобом - эмалью такого состава: фритты - 120, белого песка - 120, кальцины - из 65 ч. свинца и 35 ч. олова, - 100. Состав фритты: белого песка - 120, вин. осадка - 100, поваренной соли - 30. Терракотовые изделия окунали в этот ангоб, расписывали по необожженному грунту красками из окислов меди, сурьмы, марганца или цифры, стертых с одним суриком (20—25%), и покрывали глазурью: фритты - 36, сурика - 42, поташа - 4, морской соли - 7. Такие ангобы со щелочами назывались флюсными. К последним относятся также черные и красные блестящие ангобы древнегреческой вазовой керамики, неправильно называемые лаком или люстром и представляющие переход от ангоба к глазури. В керамике существует ряд способов декоративного использования или обработки ангобов: 1) покрытие сплошным слоем ангоба - поливкой или погружением изделия; 2) сграффито - на необожженном черепке, покрытом ангобом другого цвета, производится линейная гравировка или счистка ангоба целыми плоскостями, согласно рисунку, до полного снятия залицовочного слоя, в результате чего получается двухцветный рисунок; 3) резерваж - нанесение рисунка кистью или через трафарет растопленным салом и последующая поливка ангобом, причем на жирных местах ангоб не пристает; 4) пастилаж - нанесение рисунков ангобом из рожка или пипеток - способ, применяемый в кустарном производстве; 5) молетаж - нанесение линейных рисунков ангобом по углублениям, вдавленным в глиняное тесто изделия колесиком; 6) эстампаж - на плоские изделия из крутого или полукрутого теста наносится пласт рисунка другого цвета с последующим прессованием; при сухом тесте производится насыпка порошкообразного ангоба слоями в форму, которая снабжается перегородками, вынимающимися перед прессованием; так изготовляются метлахские плитки; 7) барботин - цветные ангобы для живописи кистью, с применением более сложных живописных приемов; 8) pate sur pate (пат-сюр-пат) - декоративная обработка искусственно или естественно окрашенного тонкого каменного черепка, на который рельефно нанесены изображения ангобом светлых цветов; этот наносимый слой ангоба должен быть слегка флюсующимся при обжиге, т. к. такие изделия выпускаются в виде бисквитов не покрытые глазурью; полученные барельефные изображения в тонких слоях полупросвечивают, дают впечатление легкости и воздушности и напоминают античные камеи из двуслойных каменных пород.

        

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.