Амортизация

АмортизацияАМОРТИЗАЦИЯ, погашение медленно и постепенно происходящего снашивания основного капитала в течение всего времени его существования - путем образования специальных капиталов. Амортизационные накопления не являются дополнительным обогащением хозяйства, а лишь показывают переход части основного капитала в денежные или другие оборотные средства. Амортизационные отчисления являются обязательным составным элементом себестоимости продукта и входят в калькуляцию его, независимо от конечных коммерческих результатов хозяйства. Этот принцип устанавливается нашим законодательством и проводится на практике, в капиталистических же предприятиях амортизационные отчисления иногда производятся из прибылей, в зависимости от размеров последних. По нашему законодательству амортизации подлежит всякий предмет основного капитала, кроме мелких, малоценных, а также служащих менее года, убыль или расход которых сносится единовременно на производство, расходы или убыток. Не подлежат амортизации по нашему законодательству бездействующее имущество и (в отличие от капиталистических государств) земли, недра, воды и леса, затраты на которые (мелиорационные и т. п. работы), рассчитанные на ряд лет, погашаются в общем порядке погашения расходов. Амортизацию производят в течение всего времени эксплуатации имущества, исходя из оценки, произведенной при включении данного имущества в инвентарь.

Имущество в балансе остается в неизменной оценке, а износ показывается амортизационным капиталом; в коммун. предпр. по пост. СНК РСФСР от 6/Х 1926 г. стоимость имущества ежегодно снижается на сумму амортизации. Размер отчислений на амортизацию устанавливается по специальным нормам, сообразно со средней нормальной продолжительностью службы и обычным темпом технического и конструктивного старения (т. н. «морального износа») соответствующих категорий и типов имущества. «Моральный износ», по данным технической литературы, составляет около 0,3 нормальной амортизации оборудования, но различен для разных категорий и типов: для зданий и сооружений - около 0,05—0,1, а для физически и экономически незаменимых объектов (как крупные шахты, мосты и т. п.) может считаться равным нулю. Существует мнение, что для возмещения «морального износа» д. б. образован капитал сверх амортизационного. Нашим законодательством и практикой установлены указанные ниже в таблице нормы амортизации.

Нормы амортизации

Способы амортизации показаны на диаграмме. Линия 1 - амортизация ежегодными равномерными долями по единообразному % с первоначальной стоимости имущества; этот способ, наиболее простой и распространенный, применяется в нашей практике. Линия 2 - равномерно возрастающая и линия 4 - неравномерно возрастающая амортизация; последний способ мотивируется тем, что темп износа и капитального ремонта возрастает с возрастом имущества («болезни возраста»).

Способы амортизации

Линии 3, 5 и 6 показывают и равномерно и неравномерно (по линиям 5 и 6 в разных размерах) убывающую амортизацию; эти способы обосновываются тем, что стоимость амортизируемого имущества ежегодно убывает и амортизационные нормы относятся к уменьшаемой ежегодно стоимости имущества. Кривые линии могут еще иметь вид различных ломаных, в зависимости от интенсивности, по которой предполагается погашение в разные годы.

Так, например, в течение 12 лет можно достигнуть одинакового погашения в 48% стоимости имущества при всех указанных способах, применяя следующие нормы амортизации: по способу 1-му - единообразно по 4% каждый год; по способу 2-му - в первом году 2,5% и в последнем 5,5% при ежегодном равномерном увеличении нормы амортизации; по способу 3-му - 5% в первом году и 3% в последнем году при ежегодном равномерном понижении нормы амортизации и т. д., причем подсчет ведется по формуле для суммы членов арифметической прогрессии.

При всех этих способах и технических приемах и расчетах амортизации преследуется одна и та же цель - обеспечить к концу существования имущества накопление вложенного в него капитала, за вычетом возможной выручки за лом, а на каждый отдельный период существования имущества - сумму, равную износу его на это время. Амортизационные отчисления должны покрыть как капитальные ремонты, возмещающие частично износ во время функционирования имущества, так и убыль имущества (кроме потерь от стихийных бедствий в неамортизованной части имущества, которые относятся на убытки). Поэтому между нормами амортизации и сроком службы нет прямой пропорциональности. Убыль имущества возмещается в эквивалентном размере, но не обязательно теми же или подобными объектами. Стоимость произведенных капитальных ремонтов полностью списывается с амортизационного капитала. Размеры амортизации в капиталистических предприятиях колеблются в зависимости от конъюнктуры рынка: застой заставляет для выплаты высоких дивидендов зачислять в амортизационный фонд суммы, меньшие действительной снашиваемости зданий и оборудования, расцвет же деятельности предприятия дает возможность превышать амортизационные отчисления, образуя т. о. скрытые резервные фонды на случай ухудшения дел. При таком подходе задача установления норм амортизации затрудняется. Амортизационный капитал в трестах, синдикатах и т. п. объединениях находится в распоряжении правления объединения и может расходоваться лишь по планам и сметам, утверждаемым вышестоящим учреждением (ВСНХ, ГСНХ и т. д.). По распоряжению последнего (согласованно с соответствующими финорганами - НКФ, ГФО и т. д.) амортизационный капитал полностью или в указываемой части подлежит обязательному помещению в учреждения долгосрочного кредита. В нашей практике амортизационный капитал в предприятиях не процентируется, а проценты по нему, получаемые из кредитных учреждений, поступают и распределяются в общей прибыли. В тех же случаях, когда проценты присоединяются к капиталу, можно пользоваться формулой простых или сложных процентов и соответственно уменьшать нормы амортизации. Однако в подобном случае будет правильно и первоначально авансированный на имущество капитал также процентировать на все время его неподвижного пребывания в имуществе, что повысит нормы амортизации.

В зависимости от величины амортизации машины, по сравнению с величиной заработной платы рабочих, этой машиной заменяемых, оказывается экономически выгодным заменять машиной известное число рабочих именно тогда, когда амортизация этой машины (плюс средняя прибыль на сумму стоимости машины) меньше суммы заработной платы (вместе со средней прибылью на нее). Поэтому в странах с высокой заработной платой (например, в Америке) часто возможно введение таких машин, которые невыгодны в странах с низкой заработной платой.

Амортизация применяется также для обозначения постепенного частичного погашения и др. сумм, как акционерный капитал, займы, долги и т. д.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.