Альтиметр (высотомер)

Альтиметр (высотомер)АЛЬТИМЕТР (высотомер), прибор для определения высоты полета летательного аппарата. Существуют альтиметры барометрические, механические, акустические, электрические, оптические и баллистические. Применяются почти исключительно барометрические альтиметры вследствие их легкости, удобства и простоты в обращении. Устройство барометрических альтиметров основано на принципе барометра-анероида. Основная часть альтиметра - анероидная коробка, плоская круглая металлическая коробка а с гофрированными стенками, для воспринятая давления воздуха на различных высотах; из коробки а через трубочку удален воздух. Под влиянием атмосферного давления стенки коробки должны были бы прижаться друг к другу, но этому препятствует пружина R. С уменьшением давления воздуха при подъемах на высоту пружина разводит стенки коробки; т. о. на анероидную коробку действуют силы непрерывно меняющегося давления воздуха и натяжения пружины, которая постоянно уравновешивает давление воздуха; поэтому стенки анероидной коробки то растягиваются, то сжимаются. Пружина Rпри помощи рычага l действует на стержень g, который через ряд передач превращает колебания пружины во вращательные движения стрелки С, а последняя на концентрических круглых шкалах показывает высоту подъема и атмосферное давление. Первоначально почти все альтиметры имели две шкалы - шкалу давления и шкалу высот; в последнее время делают альтиметры только с одной шкалой высот. Деления на шкале высот наносят согласно «гипсометрической таблице», данные для которой вычисляют при помощи формул, в которых учтено влияние различных факторов на изменение давления воздуха с изменением высоты.

altimetr 1

Одной из наиболее распространенных является формула Лапласа, выражающая зависимость между давлением, температурой и высотой:      

altimetr f1

где В0 и t0° - давление и температура на земле, В1 - давление на высоте и t°Н - изменение температуры с высотой. Показания альтиметра нуждаются в поправках вследствие расхождения фактических данных с положенными в основу построения шкалы расчетными данными. Наибольшее значение для правильного показания альтиметра при подъеме имеют поправки на температуру слоев воздуха. Зная температуру воздуха на земле и вертикальный температурный градиент, можно заранее вычислить поправки для различных показаний альтиметра при данных условиях полета. В существующих барометрических альтиметрах принцип устройства для всех приборов один и тот же; отличаются они лишь деталями, расположением рычагов, устройством дополнительных мелких приспособлений и пр. Наибольшее распространение и применение в воздушном флоте получили следующие альтиметры: 1) передача с цепью - герм. Люфт (Luft) и англ. Эллиот (Elliot), 2) передача с лекалом - франц. Гулье (Goulier) и русский - конструкции Главной физической обсерватории (ГФО), 3) передача от пружины внутри анероидной коробки - франц. Максан (Maxant), 4) передача с двумя системами анероидных коробок - герм. Герц (Goerz). Альтиметр на самолете укрепляют на общей доске для измерительных приборов при помощи пружинных или резиновых амортизаторов (Люфт, Гулье) или на деревянных подкладках (Эллиот, Максан). Второй способ прикрепления страдает тем недостатком, что при большой тряске, особенно во время руления по земле, механизм альтиметра скоро портится. Альтиметры изготовляют для показания высот до 3000, 5000 и более 8000 м.

 

Источник: Мартенс. Техническая энциклопедия. Том 1 - 1927 г.